gototopgototop

7. храм Апостола Андрея Первозванного (пос. Холодная Балка)

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песнъми восхвалим, стояще на верее холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возеледователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

храм святого Апостола Андрея Первозванного, г. Макеевка, пос. Холодная Балка

В поселке Холодная Балка никогда не было православного храма. Верующие люди, преодолевая расстояние почти в 15 километров, ездили кто в Одигитринский храм, что в поселке Грузско-Ломовка, кто в Свято-Казанский. Ходили и в Свято-Успенский храм в селе Макеевке, пока не был разрушен, в храм на шахте поселка Капитальная, который сгорел перед войной и на месте которого стоит теперешний храм Антония и Феодосия Печерских.

Интересно, почему же здесь не было церкви. Ведь это место стало обживаться еще в начале XX века, когда на угленосных землях, принадлежавших помещику Ломбардо, всего в 12 километрах от Дмитриевки (так называлась Макеевка), капиталист Сорокин строит в 1909 году шахту №1 с вертикальным стволом. В 1910 году Ломбардо строит тоже шахту, которая со временем стала называться его именем. Но уже в июне 1911 года рудники берет в аренду французское акционерное общество «Российский горный и металлургический Унион». Естественно, горнопромышленники думали только о добыче угля, широко используя детский труд, совершенно не думая о механизации трудоемких процессов, выплачивая за смену взрослым 1 рубль, подросткам - 38 коп. О какой духовности могла идти речь?

Рядом с рудниками выросли небольшие поселения Ломбардо и Сорокино, вошедшие затем в территорию поселка городского типа Холодная Балка, который особенно быстро стал застраиваться в 1925 году вокруг шахты «Холодная Балка». Но это уже были годы начавшегося в стране богоборчества.

Когда в конце прошлого века отношение к Церкви изменилось, когда заговорили о духовном возрождении нации, жители поселка Холодная Балка не остались в стороне. Они выбрали на сходе своих представителей Валентину Федоренко и Людмилу Пожидаеву, которые в 1997 году начали собирать необходимые документы и уже 19 февраля 1998 года зарегистрировали православную общину, названую по благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона в честь Святого Апостола Андрея Первозванного. Разрушенное здание бывшего швейного ателье выделили под храм, которому и суждено было стать первым храмом поселка. Желание жителей встретить Пасху в своем храме было настолько велико, что они, не считаясь со временем, днем и ночью выносили мусор, белили внутри стены, заделали окна целлофановой пленкой. Тогдашний настоятель, протоиерей Виталий Бакун взял в «долг» в другом храме церковную утварь, и 18-го апреля 1998 года прошел первый молебен на Вербное Воскресенье. А затем и первое Пасхальное богослужение в своем храме. По родному поселку совершили первый крестный ход, что сразу же стало традицией.

В 1999 году убрали все перегородки, подперев потолок железными столбами, ставшими впоследствии колоннами, покрасили пол.
Пока в храме Святого апостола Андрея Первозванного шли строительные работы и службы, в Харцызске, в храме апостолов Петра и Павла служил священник Виталий Селиванов. Целых 10 лет. Однажды приезжает к ним схиархимандрит Зосима из Свято-Никольской обители. Дарит священникам Кресты с частицами мощей святых угодников. Отцу Виталию Селиванову он одел крест с частицей мощей св.ап. Андрея Первозванного.
- Наверное, это и было началом Божьего промысла, который свяжет с именем этого святого мою дальнейшую жизнь, - говорит батюшка.

Так оно и стало. Наступает 2002 год. Второго января указом правящего Архиерея батюшку назначают настоятелем храма Святого ап. Андрея Первозванного. Это день рождения Иоанна Кронштадского, который служил тоже в храме, названном в честь этого святого.
Именно под покровительством ап. Андрея Первозванного удалось в первый год пристроить крылечко, поставить купол. За 7 месяцев следующего года полностью осуществить реконструкцию храма: разобрать потолки, стены, перекрыть свод, а это 250 кв. м. площади, поставить колонны и получить благодаря этому еще одно помещение, где разместился... Но об этом позже.

По нынешним временам — это, конечно, милость Божья, так как своих средств особо не было, как и благодетелей, которые могли бы целевым способом вложить средства. «И только люди, жители поселка, видя, какое благое дело мы совершаем, - говорит батюшка, жертвовали, кто сколько мог. И Слава Богу. Ведь через это многие из них спасутся».

храм святого Апостола Андрея Первозванного, г. Макеевка, пос. Холодная Балка

Крест с частицей мощей Андрея Первозванного батюшка носит всегда при себе. На престольный праздник выкладывает на амвон, для всеобщего поклонения. И люди идут в храм и просят милости и защиты у святого. Несмотря на такое трудное время, Бог и в наши дни находит своих тружеников и жертвенников, которые, не жалея ни своих сил, ни времени, продолжают благоустраивать храм, чтобы и это место осветил Бог своим дивным присутствием, ради многих спасаемых Им.

Когда гоним тоской неумолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души,
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса.

Частицы мощей святого всегда с прихожанами и в паломнических поездках. Летом прошлого года совершали поездку по России. Паломнические поездки, считает батюшка, - это не развлечение, это духовный подвиг. Это труд, молитва, служба, ежедневные литургии, исповеди, причастия. Побывали в храме Святого Андрея Первозванного в Санкт-Петербурге. Посетили часовню Ксении Петербургской. В Свирском монастыре, в Карелии, поклонились мощам Святого Александра Свирского, который в XV веке подвизался в северо-восточной части Валаамского Архипелага, единственного русского святого, которому являлась Святая Троица. Казалось, ну что еще надо? А в душе, где-то глубоко нет-нет да и появится мысль, что здесь, совсем рядом, на Валааме, ступала нога их покровителя ап. Андрея. Нет, взять и уехать нельзя. Решили поехать, полагаясь на милость Божью. И когда прибыли к месту, откуда отбывает катер, узнали, что именно сегодня, в День Всех Святых от века просиявших, в скиту на Валааме престольный праздник. А это значит единственный день в году, когда открыт доступ паломников в Скит. От материка до острова по морю где-то 40 километров. И уже через час с лишним причастились в храме.
И еще одна радость: узнали, что находятся в месте, где когда-то ап.Андрей Первозванный, распространяя христианскую веру, добрался до этих далеких земель и установил на главном из 53 островов Валаама каменный Крест. Этот Крест до наших времен не сохранился. Но стоят на Валааме множество крестов, установленных Игуменом Дамаскиным, при котором в разных частях Валаама появились скиты, храмы и часовни.

Весь остров покрылся дорогами и каналами. На острове постоянно работали приглашенные Дамаскиным художники и архитекторы. На голых скалах расцвели сады. Не забывал он и о спасении душ вверенной ему братии, в отношении которой был чрезвычайно прост: келья его всегда была открыта, любой мог прийти к настоятелю. Помимо высоких душевных качеств, отец игумен имел дар умной молитвы и прозорливости. Игумен Дамаскин отошел ко Господу на 86-м году жизни 13 января 1881 года. Три месяца спустя братия собралась на могилу духовного отца и наставника отслужить Пасхальную панихиду. Склеп открыли и обнаружили нетронутую тлением домовину и какое-то особенное благоухание.

А теперь пришло время рассказать о втором престоле в храме, для которого и пригодилось помещение за
колоннами. Эта история уходит в конец 80-х — начало 90-х годов, когда батюшка служил еще в Харцызске.
Как-то организовали вечер при свечах в воскресной школе при храме и говорили... о царской семье. О том, что строил Царь-батюшка храмы по всей русской земле, монастыри, канонизировал святых угодников Божьих.
В 1991 году приехал батюшка в епархию по делам. Видит: по коридору идет схиархимандрит Зосима (Сокур) и так громко говорит рядом идущему: «Царь — святой, Царь Николай - святой». И так несколько раз, и это почти за 10 лет до канонизации царской семьи.
Глубоко это запало в душу батюшки Виталия. Однажды поехали в паломническую поездку в Боголюбский монастырь, что под Владимиром, а там чудо: в алтаре, на каноне, проявился лик царя Николая II, а на колонне в храме — цесаревича Алексия.
Была у батюшки кипарисовая доска с уже осыпавшимися красками. Привез он ее к наместнику Св. Никольского монастыря архимандриту Алипию, чтобы написать икону. Когда приехал забирать, увидел икону с ликами царских мучеников. С этой иконой ездили в Екатеринбург, освятили на месте гибели царской семьи в Храме на Крови, были в Алапаевске, из Ганиной ямы взяли камешек и вложили в икону. Удалось приложить икону и к мощам царских мучеников в день их канонизации. Вот все это, накопившееся и собранное за много лет, и привело к освящению второго престола в храме в честь мученика царя Николая II и его семьи. Престол был устроен в свободном помещении за колоннами и освящен к 90-летию со дня гибели царских мучеников - 17 июля 2008 года.

И снова промысел Божий: поехали к Владыке Илариону за благословением на освящение, а у него все дни недели заняты, кроме четверга - 17 июля. Вот и получилось, что освятили престол в престольный праздник, что бывает очень редко. Чин освящения возглавил Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Ему сослужили Епископ Макеевский Варнава, Епископ Горловский и Славянский Митрофан, благочинный Макеевского округа Архимандрит Панкратий (Нелюбов). Какая Божья благодать для храма!
Обращаясь с духовной проповедью к присутствующим, Епископ Макеевский Варнава, викарий Донецкой епархии сказал: «Сегодня исполняется 90 лет со дня совершения этого преступления — убийства царской семьи.
Церковь прославила этих мучеников, и мы сегодня имеем еще один освященный престол в честь зверски убиенных царя Николая II, царицы Александры и их чад - цесаревича Алексия, великих княжен Татьяны, Ольги, Марии и Анастасии. Церковь канонизировала их как святых. Отныне их изображения являются иконой, их останки являются святыми мощами. Их почитание узаконено Церковью и то песнопение, что мы слышали, то величание является тоже каноническим.
Я вас поздравляю с этим событием.

храм святого Апостола Андрея Первозванного, г. Макеевка, пос. Холодная Балка

Эти слова, дорогие читатели, относятся к каждому из нас. Они и нас призывают прийти в храм, поклониться иконе св.ап. Андрея Первозванного, первого, кого позвал за собой наш Спаситель и кто пронес слово Божие от теплых волн Черного моря до Киевских гор и от них до холодных ветров северного Афона (Валаама). А пред иконой царских страстотерпцев попросить прощение за преступление, которого не совершали мы, но совершили наши предки. Они посягнули на высокий дар Божий избранному Божию — царскую наследственную власть, как о том свидетельствует Божественное изречение: «...вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88, 20). Но если Бог дает Царю дар, наследственную власть, то без сомнения дает благо и всему народу. Но об этом не подумала тогда толпа, характеристику которой так ярко дал иеромонах Роман (Матюшин).

Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней — жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголящий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Но мы же с вами не толпа?

В 2006 году прихожане храма святого апостола Андрея Первозванного отправились в паломническую поездку по святым местам Крыма.
В Симферополе они посетили Свято-Троицкий Успенский кафедральный собор. Здесь находятся мощи святого Луки Крымского (Войно-Ясинецкого). В 2006 году исполнилось 10 лет со дня прославления его в святых.
Настоятель храма святого апостола Андрея Первозванного протоиерей Виталий Селиванов был очевидцем перенесения мощей святого Луки Симферопольского из городского кладбища в Собор.
Вот что он рассказал:
- В 1995 году была издана книга - автобиография святого Луки Крымского «Я полюбил страдания». Схиархимандрит Зосима (Сокур) подарил её мне со словами: «Эту книгу должен прочитать каждый священник.»
Действительно, сколько перенёс этот человек страданий, лишений, унижений. Но ничто не могло его сломить, его непоколебимую веру. И вот в 1996 году нас, троих священников, благословляют на поездку в Симферополь, где должно было состояться перенесение мощей святого Луки (Войно-Ясинецкого) с кладбища в Собор. Мы приехали в субботу, а переносили в воскресенье. Людей, священства - невидимо. В воскресенье крестным ходом, во главе с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, мощи донесли до перекрёстка перед собором, где началась панихида. Живой человеческий поток проходил мимо. Приближаемся ко гробу, и вдруг доносится благоухание. Мы были поражены. Это благоухание источали мощи. Люди ликовали, торжествовали. Мощи благоговейно занесли в собор. Перед нашим отъездом батюшка Зосима просил нас попросить у Лазаря, Епископа Крымского, частичку мощей святого Луки. Мы с радостью исполнили его просьбу. Теперь уже и в нашем храме есть икона с частицей мощей святого Луки Симферопольского. По возвращении из паломнической поездки в телепрограмме «Благовест» прошла серия телеочерков о поездке в Крым и посещении Свято-Троицкого собора.

Среди домов, в тихом переулке, стоит Свято-Троицкий Успенский кафедральный собор. Здесь находятся мощи святого Луки. К этой святыне мы и приехали.
Кто он, святитель Лука, к которому идут и идут люди, просят исцеления? В 1946 году государственную Сталинскую премию I степени вручали доктору медицинских наук, профессору хирургии и архиерею Русской Православной Церкви, архиепископу Луке (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясинецкий). Об этом писали многие газеты, даже за рубежом. О человеке, за плечами которого 4-ре ареста, 11 лет ссылок, лагерей, обвинений в шпионаже, в церковном заговоре. Министр здравоохранения СССР сказал, что ему обязаны жизнью многие сотни раненых, и он стоит в одном ряду с самыми выдающимися хирургами того времени.

Архиепископ Лука родился в 1870 году в Керчи.
Юность провёл в Киеве. Увлекался живописью и даже думал поступать в Петербургскую академию художеств.
Он закончил лучшую в городе гимназию, университет.
Родители не дали детям религиозного воспитания, но привили любовь к людям, сострадание к ним, особенно к бедным и нуждающимся. Идеал Валентина — служение бедным. Он считает, что должен заниматься тем, что полезно для страдающих. Он стал врачом. С огромным усилием воли - священником. Служит в храме, оперирует, читает лекции. По положению, священник не должен проливать крови никакой, даже животных.
Узнав о его деятельности, архиепископ Тихон даёт ему специальное разрешение на проведение операций. Он не идёт ни на какие компромиссы с властью, считая, что она не должна вмешиваться в дела Церкви. Однажды на слова комиссара Петерса «ночью молится, а днём режет» он ответил: «Я режу ради исцеления, а вы для чего?» Когда с его церкви хотели сбросить колокола, сбросил мужиков с лестницы, затем их же и вылечил.

В 1923 году совершает монашеский постриг с именем Лука, в честь апостола Евангелиста Луки, который тоже был живописцем и врачом.
Рукоположен во Епископы, а через несколько дней его арестовывают. На протяжении последних 20 лет аресты, ссылки, обвинения в шпионаже, в преднамеренном убийстве пациента на операционном столе. В самых глухих уголках, куда ссылали, продолжал проповедовать и лечить. В годы ВОВ консультант всех военных госпиталей в Красноярске. После войны — затишье. Его никуда не приглашают. Из мемуаров Луки: «Хирургия моя угасает. Но встают большие церковные дела. Свою службу стану продолжать до конца». Из Красноярска его переводят в Тамбов, затем в Крым, в Симферополь. Новая эпоха Хрущёвской «оттепели» обратилась для церкви глубокой бедой.
Церквей закрыли больше, чем открыли после войны, а сам Никита Сергеевич обещал навсегда покончить с религией, показав по телевидению последнего попа.
От Владыки ожидали, что он будет тихонько сидеть у тёплого моря, но он был категорически против, чтобы
священников назначали власти, против какого бы то ни было вмешательства в дела Церковные. В 1955 году Владыка ослеп. Службу вёл сидя. Все, кто общался с ним в это время, замечали его особую прозорливость.
Когда его не стало, много людей пришло попрощаться с ним. Несколько дней и ночей прощались с ним люди.
Он был канонизирован, и к нему продолжают идти люди, прикладываются к раке с его мощами, прося исцеления. И святой врач продолжает трудиться.

Святой Лука, исцели и нас от недугов духовных и физических, помоги нам духовно прозреть, задуматься под сводами церкви о вечном, попробовать познать себя: кто я и откуда, для чего я явился на землю, какая цель моего существования. Спросите, и вы получите ответ. Но теперь, чтобы пообщаться в душе со святым Лукой Симферопольским, попросить исцеления, не нужно ехать так далеко.

храм святого Апостола Андрея Первозванного, г. Макеевка, пос. Холодная Балка

В 2009 году Александр Федосеев, главврач горбольницы №4, что на Холодной Балке, обратился к батюшке Виталию, настоятелю храма святого апостола Андрея Первозванного, затем к Епископу Макеевскому Варнаве и по благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона получил разрешение на обустройство в терапевтическом отделении больницы часовни в честь святого Луки Симферопольского (Войно-Ясинецкого).
6 сентября 2009 года здесь состоялся первый молебен. И с тех пор каждый вторник и пятницу, с 9 до 12 часов протоиерей Георгий Макаренко, священник храма Андрея Первозванного окормляет всех приходящих: и больных, и других посетителей больницы.
- В этой часовне служатся молебны с акафистом не только Луке Крымскому, но и святому целителю Пантелеймону, Казанской иконе Божией Матери, всем святым угодникам, — говорит батюшка Георгий. - Слава Богу, его милостью у нас в храме есть много разных акафистов, и люди могут заказать молебен в любой потребности своей. Мы молимся не только о здравии душевном и телесном, мы также совершаем панихиды, соборование. Конечно, мы здесь очищаем, напутствуем и исповедуем. Здесь не совершается только Божественная Литургия, - продолжает батюшка. - Милостью Божией люди приходят, кто-то, может, впервые осознает, что такое грех, задумывается, как он живёт. Другие приходят сюда, чтобы получить помощь и совет, утешение, возможно, даже познать какие-либо основы православия. К особо больным я прихожу в палату, мы видим здесь, что люди получают помощь. Они духовно расцветают, преображаются. Посещение часовни, это как бы старт их духовной жизни. Отсюда начинается их воцерковление.

Как рассказала нам свечница Раиса Ивановна, люди уже приходят с благодарностью, рассказывают, что находясь в отделении, посещая часовню, общаясь с батюшкой, они приобретают душевный покой, выздоравливают. И неудивительно, ведь по словам прп. Макария Оптинского «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира...»

икона святого Апостола Андрея Первозванного

13 декабря