gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 5. Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой

Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ - 5. Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой

Индекс материала
Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета. ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ
Предисловие
ВВЕДЕНИЕ Понятие о Священном Писании Нового Завета
Цель написания Священных книг Нового Завета и их содержание
Число, наименования и порядок священных книг Нового Завета
Содержание различных наименований священных книг Нового Завета
Разделение новозаветных священных книг по их содержанию
История канона священных книг Нового Завета
Язык новозаветных священных книг и история их текста
Время написания новозаветных священных книг
ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ Значение четверичного числа Евангелии
Смысл выражений:
Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию
Характер и особенности каждого из четырех Евангелий
1. Евангелие от Матфея
2. Евангелие от Марка
3. Евангелие от Луки
4. Евангелие от Иоанна
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ВСЕГО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ С ИЗЪЯСНЕНИЕМ ВАЖНЕЙШИХ МЕСТ Вступление
ЧАСТЬ I: Пришествие в мир Господа Иисуса Христа 1. Предисловие Евангелия: его достоверность и цель
2. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
3. Зачатие Предтечи Христова Иоанна
4. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от нее Сына Божия
5. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой
6. Рождество св. Иоанна Крестителя
7. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти
8. Рождество Христово
Откровение тайны воплощения праведному Иосифу
Обстоятельства и время Рождества Христова
Обрезание и Сретение Господне
Поклонение волхвов
Бегство в Египет. Избиение младенцев. Возвращение в Назарет
Отрочество Господа Иисуса Христа
ЧАСТЬ II: Общественное служение Господа Иисуса Христа. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до Первой Пасхи 1. Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе
2. Крещение Господа Иисуса Христа
3. Сорокадневный пост и искушение от диавола
4. Первые ученики Христовы
5. Первое чудо на браке в Кане Галилейской
Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 1. Изгнание торгующих из храма
2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом
3. Последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Исусе Христе
4. Заключение св. Иоанна в темницу
5. Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой
6. Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его проповеди
7. Исцеление в Кане сына царедворца
8. Призвание к Апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
9. Сила проповеди Христовой и исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге
10. Исцеление тещи Петровой и многих других
11. Проповедь и дела Господа в Галилее
12. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге
13. Исцеление прокаженного
14. Исцеление расслабленного в Капернауме
15. Призвание Матфея
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 1. Исцеление расслабленного при овчей купели
2. Учение Господа Иисуса о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем Воскресении и Суде
3. Срывание колосьев в субботу
4. Исцеление сухорукого в субботу
5. Большое стечение народа вокруг господа и обильные исцеления. Господь избегает известности и пророчество о сем
6. Избрание двенадцати Апостолов
7. Нагорная проповедь
8. Исцеление прокаженного
9. Исцеление слуги капернаумского сотника
10. Воскрешение сына наинской вдовы
11. Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне
12. Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к себе труждающихся и обремененных
13. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея
14. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святаго
15. Ответ Господа искавшим от него знамения
16. Женщина прославляет Матерь Христову и Христос отвечает ей. Духовное родство с Господом
17. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах: - Притча о сеятеле
- Притча о плевелах
- Притча о невидимо растущем семени
- Притча о зерне горчичном
- Притча о закваске
- Притча о сокровище, скрытом в поле
- Притча о драгоценной жемчужине
- Притча о неводе, закинутом в море
18. Ответы Господа колеблющимся следовать за ним
19. Укрощение бури на море
20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской
21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира
22. Исцеление двух слепцов и бесноватого немого
23. Вторичное посещение Назарета
24. Хождение Господа Иисуса Христа по Галилее с учениками и некоторыми женщинами. Скорбь его о недостатке делателей на жатве
25. Христос посылает двенадцать Апостолов на проповедь
26. Усекновение главы Иоанна Крестителя
27. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами
28. Хождение Господа по водам и исцеление многих больных
29. Беседа о Хлебе Небесном - о Таинстве Причащения
Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 1. Обличение фарисейских преданий
2. Исцеление дочери Хананеянки
3. Исцеление глухого косноязычного и многих больных
4. Чудесное насыщение четырех тысяч народа
5. Обличение фарисеев, просивших знамения и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской
6. Исцеление слепого в Вифсаиде
7. Апостол Петр исповедует от лица всех Апостолов Иисуса Христа Сыном Божиим
8. Господь предрекает о своей Смерти и воскресении и учит о несении креста
9. Преображение Господне
10. Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста
11. Чудесная уплата церковной подати
12. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном - Господь ставит дитя в пример ученикам
13. Именем Христовым творились чудеса и теми, кто с ним не ходил
14. Учение о борьбе с соблазнами
15. Притча о заблудшей овце, о вразумлении заблуждающихся и о значении суда церкви
16. О прощении обид и притча о немилосердном должнике
17. Христос отказывается идти на праздник Кущей в Иерусалим вместе с братиями
18. Христос идет в Иерусалим с учениками: самарянское селение отказывается принять его
19. Христос посылает на проповедь семьдесят учеников
20. Господь в Иерусалиме на празднике Кущей
21. Суд Христа над грешницей, приведенной к нему фарисеями
22. Беседа Господа Иисуса Христа с иудеями в храме
23. Исцеление слепорожденного
24. Беседа о добром пастыре
25. Беседа в праздник обновления
26. Возвращение семидесяти учеников
27. Притча о милосердном самарянине
28. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
29. Притча о неотступной просьбе
30. Обличение книжников и фарисеев
31. Притча о безрассудном богаче
32. Притчи об ожидании Второго Пришествия Христова: о рабах, ожидающих возвращения господина своего и о верном и благоразумном домоправителе
33. Господь предсказывает о разделении среди людей
34. Призыв к покаянию в связи с гибелью галилеян и падением Силоамской башни
35. Притча о безплодной смоковнице
36. Исцеление скорченной женщины
37. О тесном пути в Царствие Божие
38. Христос отвечает на угрозы Ирода и сетует о гибели Иерусалима
39. Исцеление страдающего водянкой
40. Притча о любящих первенствовать
41. Притча о званных на вечерю
42. Учение об истинных последователях Христовых
43. Притча о блудном сыне
44. Притча о неверном домоправителе
45. Притча о богатом и Лазаре
46. Учение о святости брака и о девстве
47. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
48. Исцеление десяти прокаженных
49. Беседа о пришествии Царствия Божия и о Втором Пришествии Христовом
50. Притча о судье неправедном
51. Притча о мытаре и фарисее
52. Благословение детей
53. О богатом юноше
54. Апостолы, оставившие все ради Христа, наследуют Жизнь Вечную
55. Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату
56. Господь повторяет предсказание о предстоящих ему страданиях и воскресении и дает ответ сынам зеведеевым о первенстве в его царстве
57. Исцеление двух иерихонских слепцов
58. Господь Иисус Христос посещает Закхея
59. Притча о десяти минах или о талантах
60. Воскрешение Лазаря
61. Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа
62. Вечеря в Вифании в доме Лазаря
ЧАСТЬ III: Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа 1. Вход Господень во Иерусалим
2. Изгнание торгующих из храма
Великий Понедельник 3. Проклятие бесплодной смоковницы
4. Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу
Великий Вторник 5. Засохшая смоковница и поучение о силе веры
6. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть
7. Притча о двух сыновьях
8. Притча о злых виноградарях
9. Притча о званных на брачный пир царского сына
10. Ответ господа о дани кесарю
11. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении
12. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве Мессии
13. Обличительная речь против книжников и фарисеев
14. Лепта вдовицы
15. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о его Втором Пришествии и кончине мира
16. Притча о десяти девах
17. О страшном суде
Великая Среда 18. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом. Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды
Великий Четверток 19. Тайная Вечеря:
- Умовение ног
- Господь объявляет о своем предателе
- Установление таинства Евхаристии
- Спор учеников о старшинстве
- Прощальная беседа Господа с учениками
- Продолжение прощальной беседы
- Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа
20. Гефсиманский подвиг: моление о чаше
21. Предание Иисуса Христа: взятие его под стражу, меч Петра и бегство учеников
22. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы
23. Отречение Петра
Великая Пятница 24. Приговор Синедриона
25. Погибель Иуды Предателя
26. Господь Иисус Христос на суде у Пилата
27. Крестный путь Господа - шествие на Голгофу
28. Распятие
29. Покаяние благоразумного разбойника
30. Богоматерь у Креста
31. Смерть Христова
32. Погребение Господа Иисуса Христа
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 33. Приход жен-мироносиц ко Гробу и явление им Ангела
34. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии
35. Ложь иудеев и подкуп стражи Гроба Господня первосвященниками
36. Явление воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус
37. Явление воскресшего Господа десяти ученикам в день Воскресения
38. Явление воскресшего Господа одиннадцати ученикам в осьмый день по Воскресении и рассеяние неверия Фомы
39. Явление воскресшего Господа ученикам при море Тивериадском
40. Восстановление Апостола Петра в его Апостольском достоинстве и предсказание ему мученичества
41. Явление воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее
42. Вознесение Господне
Все страницы

 

 

(Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
Все 4-ре Евангелиста говорят об отшествии Господа в Галилею. Свв. Матфей и Марк отмечают, что это произошло после того, как Иоанн был посажен в темницу, а св. Иоанн добавляет, что причиной этого был слух, что Иисус более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн Креститель, хотя, как поясняет он, Сам Иисус не крестил, а ученики Его.
После всаждения Иоанна в темницу, вся вражда фарисеев устремилась на Иисуса, который стал казаться им опаснее самого Иоанна, и поэтому Иисус, т.к. не пришел еще час Его страданий, чтобы уклониться от преследований своих завистливых врагов, оставляет Иудею и идет в Галилею. О имевшей место по пути в Галилею беседе Господа с самарянкой повествует только один Евангелист Иоанн.
Путь Господа лежал через Самарию - область, находившуюся к северу от Иудеи и принадлежавшую прежде трем коленам израильским: Данову, Ефремову и Манассиину. В этой области находился г. Самария, бывшая столица царства Израильского. Ассирийский царь Сал-манассар покорил это царство, отвел израильтян в плен, а на место их поселил язычников из Вавилона и др. мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисеево, поклонялись Иегове, но не оставляли служения и своим богам. Когда иудеи возвратились из плена вавилонского и начали восстанавливать иерусалимский храм, самаряне хотели принять в том участие, но не были допущены иудеями и поэтому выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне отвергли писания пророков и все предания: за это иудеи считали их хуже язычников и всячески избегали иметь с ними какое бы то ни было общение, гнушаясь ими и презирая их.
Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился для отдыха около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, близ города Сихема, названного Евангелистом Сихарь. Быть может, это вошедшее в употребление насмешливое название от "шикар" - "поил вином" или "шекер" - "ложь". Евангелист указывает, что это был "час шестый", по нашему полдень, время наибольшего зноя, что и вызвало необходимость отдыха.
"Прииде жена от Самарии", т.е. самарянка, почерпать воду. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: "Даждь Ми пити". Узнав по речи или по одежде, что обращающийся к ней с такой просьбой иудей, самарянка выразила удивление, как это Иисус, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которое питали иудеи к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет самарянке, что она не стала бы возбуждать такого вопроса, если бы знала, Кто говорит с ней и какое счастье (дар Божий) Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто говорит ей: "Дай Мне пить", то сама попросила бы Его утолить ее жажду духовную, открыть ей истину, к познанию которой стремятся все люди, и Он бы дал ей эту "воду живую", под которой надо понимать благодать Святого Духа (См. Иоан. 7:38-39). Самарянка не поняла Господа: под живой водой она понимала ключевую воду, которая находится на дне колодца, а потому и спрашивает Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. "Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил и дети его и скот его", с гордостью и с любовию вспоминает она патриарха Иакова, который оставил в пользование потомкам своим этот колодец. Тогда Господь возводит ее к высшему разумению Его речи: "Всяк, пияй от воды сея, вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущий в живот вечный".
В жизни духовной благодатная вода имеет иное действие, нежели чувственная вода в жизни телесной. Кто напоен благодатью Св. Духа, тот уже никогда не почувствует духовной жажды, ибо все его духовные потребности полностью удовлетворены; между тем, как пьющий чувственную воду, а равно и удовлетворяющий всякие свои земные потребности, утоляет свою жажду только на время и вскоре "вжаждется паки".
Мало того: благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого: "скачущий") в жизнь вечную, т.е. делающий человека причастником жизни вечной. Продолжая не понимать Господа и думая, что Он говорит об обыкновенной воде, но только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей эту воду, чтобы избавить ее от необходимости приходить за водой к колодцу. Желая дать понять самарянке, что она разговаривает не с обыкновенным человеком, Господь сначала приказывает ей позвать своего мужа, а затем прямо обличает ее в том, что она, имев 5 мужей, живет теперь в прелюбодейной связи. Видя, что говорящий с нею - пророк, который ведает сокровенное, она обращается к Нему за разрешением вопроса, наиболее в то время мучившего самарян в их взаимоотношениях с иудеями: кто прав в споре о месте поклонения Богу, самаряне ли, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонение Богу на этой горе, или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме. Избрав для поклонения Богу гору Гаризим, самаряне основывались на повелении Моисея во Втор. 11:29 произнести благословение на этой горе. И хотя их храм, воздвигнутый на этой горе, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130 г. до Р.Хр., они продолжали совершать там жертвоприношения.
Господь отвечает на спорный вопрос уверением, что ошибочно думать, будто Богу можно поклоняться только на каком-нибудь одном определенном месте. Спорный вопрос между иудеями и самарянами скоро сам собой потеряет свое значение, ибо и иудейское и самарянское богослужения прекратятся в недалеком будущем. Это и исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим в 70 г. по Р. Хр. был разрушен римлянами и храм сожжен. Тем не менее Господь отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, имея, конечно, в виду, что самаряне, принимая лишь Пятикнижие Моисеево, отвергали пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о лице и царстве Мессии. Да и само "спасение от иудей есть", ибо Искупитель человечества произойдет из среды иудейского народа.
Далее Господь, развивая уже высказанную Им мысль, указывает, что настанет (и даже настало уже, поскольку Мессия явился) время нового высшего богопоклонения, которое не будет ограничено каким-либо одним местом, а будет повсеместное, ибо будет совершаться в Духе и истине. Только такое поклонение истинно, ибо оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух. Поклоняться Богу духом и истиною значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, путем принесения Ему жертв, как делали это иудеи и самаряне, думавшие, что все Богопочтение к этому одному и сводится, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу, как к Духу, всеми силами своего духовного существа, познавать Бога и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угождать Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу "духом и истиною" отнюдь не исключает внешней, обрядовой стороны богопочтения, как пытаются утверждать некоторые лжеучители и сектанты, но только требуют отдавать этой стороне богопочтения первое место. В самом же внешнем, обрядовом богопочтении нельзя видеть ничего предосудительного: оно и необходимо и неизбежно, поскольку человек состоит не из одной души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телом, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергал подобного же поклонения Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. Матф. 2:11; 14:33; 15:22; Иоан. 11:21 и 12:3 и многие другие места).
Начиная как будто понимать значение слова Иисуса, самарянка в раздумьи говорит: "Знаю, что придет Мессия, т.е. Христос; когда Он придет, то возвестит нам все". Самаряне также ожидали Мессию, называя Его Гашшагеб, и основывая это ожидание на словах Пятикнижия Быт. 49:10, Числ. 24 гл. и особенно на словах Моисея во Втор. 18:18. Понятия самарян о Мессии не были так испорчены, как у иудеев: самаряне в лице Мессии ждали пророка, а иудеи - политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший Себя перед иудеями Мессией, этой простодушной самарянке прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: "Аз есмь, глаголяй с тобою". В восторге от счастия видеть Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который, как Сердцевед, сказал ей все, что "она сделала".
Пришедшие в это время из города ученики удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, ибо это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: "не разговаривай долго с женщиной", "Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой", "лучше сжечь слова закона, чем научать им женщину".
Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никаким вопросом не выразили Ему своего удивления и только попросили Его есть принесенную ими из города пищу.
Но естественный голод заглушается в Нем радостью об обращении к Нему жителей самарянского города и заботою об их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод, а потому, на предложение учеников утолить Свой голод, ответил им, что истинную пищу для Него составляет исполнение дела спасения людей, возложенное на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, являются для Него нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва будет только через 4-ре месяца. При посеве зерна в землю обычно бывает, что жнет тот же, кто и сеял для себя; при посеве же слова духовная жатва чаще достается другим, но и сеявший при этом радуется вместе со жнущим, ибо сеял он не для себя, а для прочих.
Христос и говорит поэтому, что Он посылает Апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими: - ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этого разговора подошли к Господу самаряне. Многие уверовали в Него по слову женщины, но еще большее число их уверовало по Его слову, когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе 2 дня. Слыша учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, что Он воистину Спас миру, Христос.

 



 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика