gototopgototop
Поиск
Авторизация
На сайте:
Нет
Заметки
logo_news.png
Соцсети
Главная Благовест книги Любовь превыше всего - ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ о.ЗОСИМЫ

Любовь превыше всего - ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ о.ЗОСИМЫ

Индекс материала
Любовь превыше всего
ДЕТСТВО И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ. Иоанн - благодать Божия
Школьные годы: отрок исповедник
Тернистым путем к заветной мечте
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ. Созидая храмы душ
В огне гонений
СВЕТЛЫЙ СТАРЕЦ. Место, на котором ты стоишь - земля святая.
Главное дело его жизни
Никольское - маяк спасения
Крестный подвиг схиархимандрита Зосима
Претерпевший до конца
БЛАЖЕННЫ УМИРАЮЩИЕ О ГОСПОДЕ. Блаженная кончина
Я всегда живой...
Из завещания схиархимандрита Зосимы
Венок на могилку схиархимандрита Зосима
Из книги воспоминаний
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ о. ЗОСИМЫ
ПАСХА ЛЕТОМ В НИКОЛЬСКОМ
На годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ о.ЗОСИМЫ
ИЗ ПОУЧЕНИЙ о.ЗОСИМЫ
Все страницы

 


ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ



Первое слово Иоанна Крестителя, первая проповедь нашего Спасителя: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". И для нас всех это Царствие Небесное приблизилось, и мы близко стоим, покайтесь - только искренне, исправте свою жизнь, исправте свое безбожие, исправте свои недоразумения, уныние и отчаяние гоните от себя полностью. Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует - ложь это все. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчия. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное.

 


СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПРАОТЕЦ



Предпраздничные дни накануне Рождества Христова... Они уподобляются Страстной седмице Великого поста накануне Пасхи. Об этом говорят и службы, которые служатся, и особые поются песнопения на повечерьи. Вчерашний вечер мы пели за Великий четверток: "Сеченное сечется море Чермное" - в Великий четверток на утрени поют этот канон. Сегодня будет петься канон по подобию Великой пятницы. Завтра будет петься "Волною морскою" по подобию Великой субботы. Каждый день перед Рождеством Христовым соответствует великим дням накануне Пасхи, ибо если бы не было Рождества, не было бы и Воскресения. Почему эти службы во многом и объединяются тайной Божественного снисхождения.
Если бы мы хотя бы немного были воспитаны духовно, понимали бы все особенности служб Божиих, конечно, была бы тогда совершенно иная молитва. Но чувствовать, стараться сопереживать эти великие дни обязаны мы все, каждый всем своим сердцем.
И вам, Господи, открой ушиса, сердце открой понимать службы Божий, радоваться красоте службы Божией: и красоте пения, и чтения красоте - во всем уже духовная, неземная красота. Действительно, Дом Божий. И нас эту духовную красоту призвал Господь познать, чтобы научиться потерянной нами духовной жизни, духовными стать.
Вот зачем мы стремимся к храму, зачем мы стремимся к службам, зачем мы стремимся к покаянию, к очищению. Ибо со злым сердцем и недобрым никогда ничего духовного не познаешь. Только чистое сердце должно быть...
Если будет чистота сердца, тогда будет все понятно. Почему мы и призваны к покаянию: очистить сердце" чтобы познать тайну Божественную снишествия к нам, тайну страдания, тайну Воскресения и тайну крестоношения жизни нашей...

 



О МИЛОСЕРДНОМ САМАРЯНИНЕ



"Иди и ты твори тако же" - к милосердию зовёт нас Господь всех: не к словам пустым, а к делу. Не раздумывал Самарянин: оказывать ли помощь еврею или не оказывать - он оказал её не раздумывая, не взирая на то, что вражда была ненавистная между самарянами и иудеями. Он перевязал все раны, повалил его на свою скотинку, сам пешком рядом с осликом шёл, привёз его в гостиницу, служил ему всю ночь, кормил его, перевязывал раны. Утром, уходя дальше, он даёт деньги последние свои хозяину гостиницы: "На ж, корми его, лечи, пока он не поднимется. Если что истратишь лишнее, я, возвращаясь, отдам тебе долг мой". Вот каково сегодняшнее Евангельское назидание: не выгоды ради, не славы человеческой ради творите благое, а ради славы Божьей.
У нас сейчас модно творить благодеяния, но увы - ради славы человеческой: я благодетель, я помогаю. Только слава, не ради Бога, не ради Божьей кротости и милосердия, а ради славы - почему от этой помощи одна пустота бывает. Ради славы человеческой заграница нам помогает: так называемая "гуманитарная помощь". Это не помощь, а насмешка только над нами бывает. Ради славы человеческой многие дела стараются творить добрые, и они пустыми получаются и бессмысленными.
А вот если поступать как Евангельский Самарянин милосердный, конечно, будет великая польза - духовная польза и удовлетворённость духовная.
На этой неделе был праздник у нас: святителя Иоанна Милостивого. Само слово говорит: милостивый. Перед вами была икона с частичкой мощей сего великого святого угодника. Так он прямо писал: "Милостыня есть царица всех добродетелей". "Блаженны, - сегодня пели, - милостивые, яко тии помилованы будут". Если мы будем милосердны, как Самарянин сегодняшний, конечно, и к нам Господь будет всегда милосерд. Только творить дела нужно втайне, не для показухи, как мы попривыкали - ради хвалы человеческой. А твори втайне, и Отец Небесный, видя тайное, воздаст тебе явное. Несомненно, конечно, милосердный Самарянин за своё благодеяние получил Божье благословение и вечную награду на небесах.
И мы знаем другие примеры, как Господь осуждал мнимых праведников, таких как мы - долгомолящихся, долгопостящихся, как в притче о Фарисее и Мытаре: как Господь этого простого человека, мытаря, помиловал и простил его, и осудил этого мнимого праведника-фарисея.
Как-то говорил я вам, в последнее время размышляю о нынешнем состоянии нашем духовном и говорю, себе приказываю и вам всем: лучше умереть кающимся грешником и быть прощённым Богом и наследовать Царство Небесное, нежели погибнуть мнимым праведником.
Так и вам дай, Господи, и мне грешному быть грешниками кающимися, прощёнными Богом, и наследовать Царство Небесное, нежели мнимым фарисеем погибнуть, в ад пойти, во тьму кромешную.
Господь зовёт нас к милосердию: "Иди и ты поступай тако же" - поступай, чтобы тебя не хвалили, чтобы не было этой похвалы ненужной человеческой, а всё в тайне твори, как сотворил это милосердие Самарянин. Недаром на Руси было и святое общество Самарян, где люди специально посвящали себя служению несчастным и страждущим. И нас, Господи, и вас всех укрепи в этом милосердии.
Прежде всего - накормить человека. Голод - самое страшное чувство. Хоть краюшкой хлеба накормить, хоть холодной воды подать, хоть чая чашечку подать, но всегда нужно накормить. А то приходят ко мне, сидят по полдня - ну чего сидеть? Да пойдите в трапезную, да покушайте: на голодный желудок всегда одни мысли. А уже когда покушаешь ("кастрюлька" варит твоя), уже совсем спокойно можно и беседу вести. Недаром и старцы в старое время на Валааме: кто-то пришёл из посетителей - сапогом рваным самовар вскипятили, чаёк попивают - и неторопливая спокойная благодатная беседа бывала.
Всегда нужно милосердие проявлять. Если накормить нет возможности, так доброе слово скажи. А доброе слово всегда лечит - лучше всяких лекарств, лучше всяких борщей. И вот эта доброта святая да сопутствует нам в сегодняшнем дне.
"Иди и ты твори тако же" - нам Господь сегодня, каждой душе говорит об этом милосердии. Вразуми только, Господи, открой сердце наше, чтобы мы поняли глубокие очень слова сегодняшнего дня, чтобы мы обязательно все стали наследниками Царства Небесного, спаслись.
Всё время подчёркиваю - не унывайте, не предавайтесь нытью болезненному такому, психическому: не спасусь, погибну - я великий грешник или грешница. Часто люблю повторять: на земле ж ни одного святого нет, святые все сидят на небе, у Бога. А тут все грешные люди ходят, но неужели Господь нас создал для погибели? Всех для спасения создал Господь! Всех хочет спасти, все должны стать наследниками Царства Небесного! И нас Господь призвал к вере - для чего? Спастись, наследовать Царствие Небесное. Не ныть, как безумные: "Не спасусь..." и прочее. Спасёмся! Только глубокая чистая вера всегда должна быть. Никаких сомнений, никаких колебаний: "Твой есмь аз, спаси мя Господи!"
Такие слова чудные должны звучать постоянно, ежедневно в сердце нашем. И когда мы согрешим, всегда вставай: "Прости, Господи, меня. И всё-таки твой есмь аз - спаси мя". Вот какую радость духовную милосердия Божия даёт нам Церковь с примерами жития святых угодников. Можно осуждать всех угодников Божиих: такие-сякие были. Но каково покаяние! У того же царя Давида, и у других угодников из великих грешников. И на Руси у нас разбойник лютый был - Опта, да одумался, образумился и монастырь построил - знаменитую Оптину Пустынь для всех павших людей: идите, спасайтесь, кайтесь и становитесь наследниками Царствия Небесного. Вот Божие милосердие.
И взирая на Божье милосердие, и свое милосердие мы должны проявлять в жизни нашей христианской.
Вразуми, Господи, духовно подходить, дальновидно размышлять, всегда во всяком деле, и так же милосердием своим не принести вреда ближнему. А то пьянице давай копейку: пойдёт, пропьёт, да и ещё под автомобиль попадёт, и посадят невинного водителя. А кто ж дал? Да мы же дали, так называемые "милосердные".
Настоящий нищий человек - он стыдится попросить: та же старуха голодная лежит, она стыдится попросить кусочка хлеба. А артисты нынешние бродят - так они побогаче нас живут...
Так что милосердие так же мудро проявлять нужно - не навредить... Рассудительно нужно оказывать помощь, дабы не навредить душе, тунеядство не развивать в человеке.
Мудрости дай, Господи, вам - не жадности, а мудрости, чтобы не навредить и не разводить нам тунеядства. И дай, Господи, чтобы и Богаделеньки были, чтобы милосердие реальное было, чтобы мы действительно облегчали страдание. Особенно много пожилых людей сегодня страждет, буквально от голода умирает. Следите друг за другом, помогайте. Болеет кто, скорбит кто - доброе слово скажи, милосердие Самарянина покажи.
Особенно взирать не надо: кто какой веры, чего... Кривовером не будь, своей веры не изменяй, но и национализмом не страдай: этот наш, тот не наш - все мы Божии. Вот так всегда нужно подходить: не разделять людей на плохих и хороших. Дай, Господи, всем спастись и в разум истины прийти.
Всё время постоянно в моём сознании духовном Благоразумный Разбойник. Кто думал, что этот несчастный убийца покается? Пришло время - призвал Господь, покаялся, и первый вошёл в рай, нежели мнимые праведники, такие как мы.
Вот и подумай: можно вычёркивать человека из жизни, сказать: неисправимый? Нет, только скорбеть надо и вовремя, конечно благоразумно, руку помощи протягивать во славу Божию падшему человеку: "Твой есмь аз, спаси мя, и всех спаси, Господи! Аминь".

 



СЛОВО НА ПРИТЧУ О СЕЯТЕЛЕ



Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с праздником сегодняшним - воскресным днём! С днём Воскресения Христова, с днём Господним, с днём малой Пасхи! И каждый воскресный день да поможет Господь проводить в храме, благочестиво, отложив всю суету житейскую и все похоти. Как чудно поём на литургии: "Всякое ныне житейское отложим попечение"- всю суету, всю мамону свою жизненную отложим.
Посвяти день Господень Богу, Божьему благословению посвяти, и Божье благословение будет пребывать в дальнейшей жизни над тобой, над твоим домом, над близкими, родственниками и детьми твоими. Вот как мы должны проводить благочестиво в храме Божьем День Господень.
И в сегодняшний день малой Пасхи Господь сподобил нас слышать Святое Евангелие за Божественной литургией о Сеятеле добром, который вышел сеять семя на поле своём - как говорит нам притча. Разная почва земли была: одно семя упало при дороге - и было потоптано, второе семя в терние упало - было заглушено, третье на каменистую почву упало - взошло и, не имея влаги, засохло. А последнее семя упало на добрую почву и принесло плод мног.
И ученики недоумевали о притче этой, не понимали, и Спаситель кротко, очень ясно, чётко объясняет: все мы являемся сеятелями Слова Божия, учения Христова, и епископы, и священники, и диаконы, и миряне - все должны быть сеятелями, светлыми, добрыми и разумными. У одних каменное сердце: говоришь - люди ничего не хотят понимать, упало семя - и сразу же засохло. Второе сердце принимает это слово как будто бы с радостью, как мы многие, но заботы века сего, суета эта заглушает семя, и оно не приносит плода и погибает...
Но есть и добрые сердца людей, когда Господь взывает через Слово Божие, они откликаются и идут, становятся верующими людьми, становятся последователями Господними. Это доброе семя пало на добрую почву сердец этих людей и принесло плод мног. "Много званных - мало избранных", - говорит Господь нам в Слове Божьем. Многих Господь через Слово Божие, через семя Слова Божия зовёт к Себе, но мало очень откликается.
Мы сейчас пытаемся что-то проповедовать, говорить и потом обижаемся: нас не понимают. Временами мы занимаемся просто пустословием, а кинь на каменистую почву сердец человеческих - собрать урожай, как ты там не старайся, если Бог не пошлёт плодоносного слоя земли доброй на эти сердца, конечно, плода никакого не будет, тщетны потуги наши.
Чтоб был этот плодоносный слой, нужно терпение и молитва за этих людей. Мы пытаемся навязать свою мудрость, мы пытаемся людей убедить сразу же, а они противятся и не хотят понимать. Нужно таких людей не убеждать, а молиться за них, - молитва много может. И если это согреет сердце каменистое, человек сам придёт к Богу - уже в нашем терпении и молитве, почему и говорю: сейчас самое действенное время для нашей молитвы, и в молитве должны быть сеятелями Слова Божия. Молитесь, а Господь призовёт.
Как чудно Церковь молится за Божественной литургией: "Верные, об оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их Словом Истины", то есть семенем Божиим. Вот какова идёт за Божественной литургией, не проповедь какая-то, а простая молитва идёт, и эта молитва много может.
И в ваши сердца посеял Господь семя Слова Своего, и вы плод творите. Разный плод ваш: и каменистая почва сердец есть - безразличие. Есть и суета, которая не даёт никакой плод принести... Но и среди вас сколько добрых сердец, которые принимают это слово Божие и плод приносят жизнью своей...
И всегда говорю вам: благодарите Бога за чудо жизни вашей, что Господь призвал вас к вере, что вы не так, как этот безумный погибающий мир. И вы, уходя из храма, иными должны уходить - с печалью посмотреть на этот погибающий мир: "Нас Ты, Господи, вырвал из этого безумия, но сколько ещё погибающих в нём людей!" Верные об оглашенных - все оглашены Словом Божиим сейчас - помолимся, да Господь помилует их! Вот какова ектения об оглашенных.
Нынешние обновленцы толкуют, что не нужна она, устарела эта ектения - нет, это супер-ектения, можно сказать, ектения нашего времени, нашего двадцатого века. Именно о всём мире идёт молитва: да Господь помилует весь мир! Вот какова наша любовь христианская, любовь ко всем павшим людям. И эта любовь нелицемерная должна нам сопутствовать всю нашу жизнь: любовью нелицемерной да любим друг друга! Мы, священники, даём в этот момент целование в алтаре, говоря друг другу: "Христос посреди нас!" И отвечаем: "Есть и будет!" И в ваших сердцах должен жить Господь, Спаситель должен жить, должна жить любовь Божия - семя Божие должно приносить плод свой.
Многие нас православных упрекают, что мы не идём на площади, не идём на стадионы, как сектанты, в кинотеатры не идём. Христос предупреждает об этой увлечённости: "Не мечите бисера свиньям под ноги: они его потопчут и не поймут вас". Довольно нам храма Божия - корабля. За кораблём - погибель, спасения нет никакого.
Вот и зовёт Господь нас в храм, в корабль спасения: и слушать Слово Божие, и молиться, и учиться терпению, и Закону Божию учиться. "Дом Мой - дом молитвы наречется" - вот в этот дом молитвы и должны мы стремиться: "ко храму святому Твоему".
Сегодня особый день в истории Русской Православной Церкви - день Ангела дорого батюшки отца Иоанна Кронштадтского, любимого пастыря всей земли нашей Русской. Его невозможно было не любить, потому что он сам возлюбил весь мир этой христианской любовью и был Добрым сеятелем...
Он молился, терпел и сеял семя Слова Божия, и семя в разные сердца падало: кто отвергал, кто насмехался, кто не обращал внимания, но и многие сердца открывались. Он наносил на этот камень сердец слой молитвы плодов носной, и приходило время, семя прорастало на твёрдых каменистых сердцах и давало плод мног. Чадами дорогого батюшки Иоанна Кронштадтского были: бывшие пьяницы, бывшие босяки, урки - они познали эту любовь нелицемерную дорого батюшки и они пришли к Богу. Их каменистые сердца покрылись плодоносным слоем, и они плод мног принесли: становились и монахами, и священниками, и добрыми христианами. Сами были искушаемы - могли и искушаемым помощи. Отец Иоанн Кронштадтский никого не отвергал, недаром и слово дал ему народ - "дорогой Батюшка"... В этих словах была вся любовь народная к великому пастырю земли Русской конца девятнадцатого - начала двадцатого века. На переломе исторических судеб жил дорогой Батюшка, всё видел, всё предсказал. И царю-мученику мученическую кончину, и патриарху Тихону, что он будет патриархом и мучеником: "Занимай мое патриаршество", - сказал отец Иоанн, посаждая епископа Тихона на горнем месте на трон архиерейский. Удивился тогда ещё молодой епископ: "Вот тебе на, какой я патриарх?" Пришло время - и Русь Святая избрала своего кормчего Патриархом Всея Руси, и предсказание дорого Батюшки исполнилось.
Он предвидел и антихристовы времена, он предвидел тяжкие времена наших разделений, когда мы, единокровные братья, будем делаться искусственно врагами: москалями, хохлами и прочими различными политическими разделениями. Предвидел это дорогой Батюшка, предсказывал это, но чудные слова он оставил нам в своей книге "Моя жизнь во Христе": "Русь Святая сохранит веру до конца, и никакие силы ада диавольского её не победят, и Церковь истинная сохранится лишь только на Руси Святой - Русская Православная Церковь". Вот такое обетование дал дорогой Батюшка отец Иоанн Кронштадтский, и мы ему благодарны за это...
И мы твёрдо верим в это святое обетование, что никакие силы зла не одолеют Святой Руси: как масонство не будет восставать, как не будут бесы беззаконные, гонители веры Христовой, безумствовать - победит Русь Святая, сохранит истинную веру православную и пребудет она верна Господу до времён антихристовых...
Мы не можем отступить от Господа, если Он нас призвал - семя Божие посеяно в наши сердца, и мы должны хранить его, умножать его и быть верными чадами и последователями дорогого Батюшки отца Иоанна Кронштадтского.
Величайший человек, его невозможно объять - сколько о нём написано книг и сколько будут ещё писать - но именно его личность невозможно объять, невозможно до конца понять и милосердие его, и совесть его, и стояние за веру, и подвижничество его, бессребренность. Одной рукой он получал деньги от благодетелей - другой рукой раздавал их, невзирая даже сколько ему дали, и он молил Бога, и так и получилось - умер бессребренником, всего 5 копеек нашли у него в кабинете, один лишь только медный пятак был. Хоронила его вся земля Русская. Вся земля Русская плакала - тысячи людей по всем храмам - ни за одним архиереем так не плакали люди, ни за одним схимником, как за дорогим Батюшкой, начиная от царского двора, от царя - и кончая простыми крестьянами. По всем храмам служили панихиды, сорокоусты служили по великому праведнику земли Русской, дорогому Батюшке. И когда хоронили отца Иоанна Кронштадтского, все знали: это не простые похороны - это мощи полагают во гроб, и придёт время, обязательно придёт, прославления дорогого Батюшки: великий святый - он восстанет, великий праведник земли Русской!
И нас Господь сподобил пережить этот момент! Ныне Здравствующий Святейший Патриарх Алексий, глубоко почитающий дорого Батюшку отца Иоанна Кронштадтского, прославил его в лике святых угодников Божиих. Гонимый безбожниками, ненавидимый, он сейчас является самым благодатным праведником двадцатого века...
Ещё не пришло время открытия мощей его, но придёт время - его мощи обретут, спрятанные, потому что, когда началось безбожное гонение, сестры их спрятали, зная, что монастырь разорится.
И совершенно нетленные мощи возсияют нам на утешение, когда особенно критический момент наступит, возсияют мощи для поддержания духа веры нашей православной. Явится как живой дорогой Батюшка отец Иоанн Кронштадтский на обличение антихриста и слуг его. Таково святое предание, старое - живо и действенно, и оно, придёт время, обязательно исполнится.
Радуйтесь, что мы имеем молитвенника на небе у Престола Божия отца Иоанна Кронштадтского. Ни один дом да не будет без его иконы - как Святитель Николай, так и Иоанн Кронштадтский да сопутствует нам в жизни! "Моя жизнь во Христе" должна быть книгой для всех нас, и всегда в трудный момент жизни наугад открой, один абзац прочитай - что тебе Батюшка скажет - и поймёшь сразу волю Божию. Вот такова чудная книга дневника дорогого Батюшки отца Иоанна Кронштадтского. Мне, грешному, приходилось в трудные минуты жизни руководствоваться его дневником "Моя жизнь во Христе", и вам рекомендую: почаще заглядывать, читать назидания, читать наставления.
Сколько света, сколько утешения, сколько молитвы, сколько радости и сколько терпения ко всем нам проявлял и проявляет отец Иоанн Кронштадтский!
И мы обращаемся к дорогому Батюшке, чтобы он помог нам, был нам утешением в скорби, печали, унынии, подал нам руку помощи, семя доброе посеял и одно просим: "Молись, дорогой Батюшка, о нас у Престола Божия, помяни нас, грешных чад твоих, заблудших, чтобы твоими молитвами каменистое сердце наше дрогнуло, семя Слова Божия, веры православной возросло в наших сердцах, и мы принесли плод мног сторицею в жизни нашей. Аминь!"

 



О ЖИВОЙ ВОДЕ
(Слово в Неделю о Самарянке)



Христос воскресе! Продолжаем праздновать Пасху - светлое Христово Воскресение. И в нашем храме Божием в сегодняшний воскресный пасхальный день прославляем воскресшаго из мертвых Христа Спасителя, предстоим живоносному гробу Христа Спасителя и воспеваем акафист: "Радуйся, живоносный гробе, из него же Христос воскресе!"...
Сегодня пятое воскресение по Пасхе, неделя о Самарянке. И за Божественной литургией читали чудное Евангелие от Иоанна Богослова о женщине из самарянского города Сихарь, которая в знойный полдень пришла к колодцу Иаковлю напиться студёной воды. Христос сидел, утрудившись от зноя пустынного и от пути, в одиночестве, ученики пошли в селение купить пищу...
Иаковлий колодец... Знаменитый колодец, сохранившийся в Палестине до сего дня. Праотец патриарх Иаков выкопал его сам, освятил его, пил из него воду, скот свой поил, и эта вода не иссякает в кладезе Иаковля даже до сего дня. Ратовал о Божием он, и все люди, до сего дня приходящие, почерпали чудную, холодную, вкусную живительную влагу, ту влагу, которую пил некогда сам Христос-Спаситель, и женщина - самарянка пила эту воду. И именно здесь, у этого кладезя и произошла встреча простой женщины со Христом-Спасителем.
Христос просит: "Дай мне воды напиться". А самаряне с иудеями не общались, вечными врагами были, как у нас армяне да грузины ненавидят друг друга, точно так и тогда, и даже доныне эта вражда идёт. Небольшое племя самарян сохранилось в Палестине до сего дня, но вражда с иудеями идёт кровная у них, не смиряются, считают себя правыми во всём: на нашей стороне только правота, а другие не правы.
И самарянка, видя, что Христос одет в иудейские одежды, которые самаряне не носили, спрашивает: "Как же Ты можешь пить-то просить у меня, будучи иудеем (или "жидовин" по-славянски), воду, у женщины - самарянки. "О, если б ты, женщина, знала, Кто с тобой беседует, ты б сама просила у Него пить". "Как же ты дашь мне воды напиться, если ты не имеешь, чем её почерпнуть, даже кувшина не имеешь".
А Христос говорил о воде живой, об учении, о Слове Божием, о невещественной воде, которую пьёт человек, познаёт истину и не жаждет вовеки. Вот об этой воде учения Своего и говорил Христос-Спаситель.
Чудный разговор, диалог произошёл у Него с женщиной - самарянкой, Он обличил её в грехе блуда, ибо "мужа она не имеет", пятеро у неё было, и тот, которого ныне имеет, сожитель, а не муж. Она поражена была: праведник, пророк перед ней, ведь и Мессия должен придти. Она подробно расспрашивает с женским любопытством: "А как это будет? А где можно молиться, где поклоняться Богу: в Иерусалиме или на горе сей, где молились ихние предки. "Приходит время, что ни в Иерусалиме, ни на горе сей, а во всем мире будут поклоняться Богу в Духе и Истине", "на всяком месте владычества Его", - как говорит псалмопевец Давид.
И Самарянка уверовала, сердце открылось её от слов Спасителя для Бога, она сама уверовала, поставила кувшин с холодной водой для учеников и Христа-Спасителя, пошла в селение, всем рассказала: пророка, даже Мессию видела, придите и посмотрите все. И всё селение вышло посмотреть на Спасителя, услышать его - и все уверовали и говорили: "Теперь не только от тебя слышим, но и сами услышали Истину", которую говорил здесь Христос, Сын Бога Живаго...
Такая чудная встреча произошла в сегодняшний пасхальный день у кладязя Иаковля Христа-Спасителя с женщиной Самарянкой...

Живая вода!.. Сколько легенд, сколько сказок о ней сказывали, как люди искали её, и живой этот эликсир бессмертный ищут до сего дня: все лекари, все аптекари, все колдуны, все ищут этого эликсира - живой воды, бессмертия, эликсира молодости... Это вечная проблема человечества. Никому не хочется стареть, никому не хочется умирать, готовится к смерти - всем хочется быть юными, радостными и счастливыми, что свойственно юности. И сколько этих сказаний хранило человечество: сколько добрые молодцы, царевичи, простые Иванушки-дурачки стремились найти эту воду живую, окропиться этой водой, чтобы силушки могучей набраться и чтобы творить подвиги в красоте жизни своея. Это очень прекрасные былины и сказки, они именно об этой святой воде повествуют. Все люди мечтали об этой живой воде, бессмертной воде...
Вода есть простая физическая, которую мы пьем, кушать варим, умываемся, стираем, пользуемся ею в быту, скот наш пьёт, потребляет её, поливаем, красоту природы оберегаем. Воду природную нашу, естественную, физическую - пьём мы все, и опять пить хочется. Но есть и духовная вода, живая - это Истина, учение об Истине, стремление к Истине, Слово Божие... Пилат прямо спросил на суде у Христа связанного: "Что есть истина?" Он сам искал истину, но он думал, что Истина должна быть величественная, торжественная, красивая. А Истина гонимая, ненавидимая, окровавленная, связанная - в лице Христа-Спасителя стояла перед ним. И не познал Пилат этой Истины Божественной, осудил Её, эту Истину, на распятие и страшную позорную смерть.
И мы все ищем Истину. А Истина есть вера Христова и святое Слово Божие, Святое Евангелие. "В мире сем скорбны будете", - говорил Христос. За Истину, за правду всех гнали, ненавидели, презирали, изгоняли из общества, дурачками считали искателей Истины. Но они обретали Истину и вместо озлобленности, вместо ненависти у них блаженная радостная улыбка спокойствия - они нашли Истину, они верны этой Истине. А за Истину можно и пострадать.
И сегодня только читали житие Самарянки: какие мучения она приняла, как вся семья её была казнена на её глазах, дети её все были казнены. И как она, познавшая, что есть Истина, с радостью всё переносила, зная, что если Сам Спаситель всё перетерпел, и нам нужно так же терпеть. И она с радостью, обретши эту живую воду бессмертия, не думала уже о физической этой жизни, об удовольствиях жизни - она жила вечностью, она жила Истиной, она стремилась к этому. И через мучения тяжкие она вошла в радость Господа, она нашла эту Истину и вошла в Царствие Небесное, в жизнь вечную. Вот и нам Господь в сегодняшний день даёт эту Истину - Святое Евангелие, источник живой воды, учение Христово. В Евангелии всё написано: читайте, разумейте и исполняйте.

Всегда предупреждаю об опасности ложного чтения Евангелия, когда читаем как рассказ какой-то, как повесть о жизни Иисуса Христа, когда мы умом только понимаем Евангелие - это сектантство. "Рацио", рационалисты - все сектанты, они разумом только понимают Евангелие: баптисты, иеговисты, все эти "исты", - они лжецы и обманщики. Для них не открылся Бог в Евангелии, для них Он так закрыт и остался, хоть они в гордости и говорят: "Мы изучаем Библию. Мы знаем Библию". У них собрание. Как партийцы, пособирались на собрание, порассказывали, повыступали из-за трибуны своей, попели песенки, гимны свои какие-то пропели, покушали хлеба, попили вина и говорят: "Это мы уже преломление совершили", - и пошли домой, эти безумцы века сего. Так и не открылся им Бог, хоть они и стремятся к Богу, Евангелие и Библию почти наизусть знают: такой-то стих, такой-то, тыр-тыр-тыр - как заморочат тебе голову... А что как объясняется, как понимается - они этого не хотят знать; и очи имеют - и не видят, и уши имеют - и не слышат, ибо окаменело от гордости ихнее сердце. Они далеки от Истины... Сами заблудились и других заблудших, к сожалению, ведут в путь погибели. Сети раскинули обильно кругом и, как пауки, ждут жертвы своей - затянуть туда, уничтожить эту жертву. Это трагедия нашего времени.
А Слово Божие понимается сердцем. Само Евангелие нам о чём говорит? Как ученики Христа жадно ловили Слово Божие, как Матерь Божия жадно ловила слова Сына Своего Иисуса Христа и как Она, как сказано, не в уме запоминала, как рассказ какой-то, а "в сердце слагала" словеса Божий - вот, где Слово Божие должно храниться, вот где Истина должна храниться, и от сердца и исходит всё благое. Почему и молится всегда Церковь: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей". Если сердце твое чисто, ты познаешь Бога, ты Его уразумеешь, тебе Он будет близок и понятен, ты обретёшь Истину. Если сердце твоё гордое, надменное, самолюбивое, лукавое сердце, - для таких сердец Бог не откроется. И напрасно они будут стучать, напрасно будут искать Его - в лукавстве никогда не познаешь Бога. А вот, когда сердце чистое, трудолюбивое, простое, детское, без хитрости, без лукавства сердце - тогда познаешь Истину и обретёшь воду живую учения Христова. Почему и дети нам так дороги, почему мы так с любовью смотрим на них - нет у них лукавства, как у нас, нет у них этой мерзости, которая свойственна взрослым людям. И чистые ихние глазёнки всегда радостные, хоть и подерутся между собой, но тут же опять - и мирятся, и играются. А нам попробуй подраться или сказать друг другу что-нибудь - злейшие враги, и отворачиваемся, и знать не хотим друг друга. Где ж будет тогда понятна Истина Божия и Святое Евангелие?
Почему и нужно к чистоте сердца стремиться, и в чистый источник сердца нашего и потекут словеса Божий.
Бог всё, что нужно нам, открыл в Евангелии. Только читай, слушай, слагай в сердце своём и пользуйся этим Божиим откровением.
Никогда не относитесь к источнику живой воды, к Слову Божию как к простой книге, как к рассказу какому-то. В этом нет тогда никакого благоговения. Как-то рассказывал вам, как наши предки, деды-прадеды благоговели к книгам святым, к Евангелию. Он корову продал на базаре да купил Евангелие вместо коровы, да принёс благоговейно домой. Книги очень дорогие были, не так, как сейчас баптюги раздают всё даром, бросают - и валяется кругом, и под ногами, и в различных местах - кругом, мол, Слово Божие они распространяют - это святотатство...
Книги дорогие были, книга покупалась на всю жизнь, да ещё переходила из поколения в поколение. "Ешё эту Библию да Евангелие дед-прадед читал, - говорили внуки и правнуки. - Дед когда-то не пожалел корову свою продать, чтобы купить Святое Евангелие и читать..." С каким благоговением Евангелие в доме хранилось... Не так, как у нас сейчас: тут тебе и Блаватская-сатанистка, тут тебе и чёрная, и белая магия, тут тебе и Евангелие, и акафисты - всё перемешано. Из одного источника две воды - горькая и сладкая - не течёт, это осквернение Слова Божия. Слово Божие хранилось, как икона, в святом углу, в белое льняное полотно книга была завёрнута... Собирались селяне к деду грамотному в избу, дед вымыл руки хорошо, торжественно на нос водрузил очки, благоговейно истово перекрестился в святом углу, благоговейно взял Евангелие, положил на стол, да ещё, чтоб книга не перегибалась, всегда специальную подставочку деды делали, как аналой, чтобы не портился переплёт, развернул белое полотно, открыл книгу, поцеловал, благоговейно почитал всем селянам, все поняли, повздыхали: "Ой, как хорошо ж, понятно", закрыл, положил, завернул, поцеловал и вновь в святой угол положил под святые образа. Там лежал Завет Божий, там хранилось Слово Божие.
Для таких простых и чистых сердцем земледельцев-крестьян и дедов наших открывался Бог, они легко понимали Евангелие, и то, что сейчас нам непонятно, всё было понятно нашим предкам - вот как мы далеко отошли от Благовестия Христова, от источника живой воды. Разумеем только своим умом, но не сердцем разумеем Бога.

Вразуми, Господи, как некогда женщина простая, самарянка по имени Фотиния уразумела Бога, чистым сердцем и нам дай, Господи, уразуметь. Она не лукавила перед Богом - она сразу услышала: Господь ей сказал правду. Она сразу уверовала, сердце открылось её уже для Бога. Она стала спрашивать у Высшей Божественной Истины: "Как нам молиться? Где нам правильно молиться?" Вот каково чистое сердце. Почему ей были не страшны страдания, гонения, ненависть - она с радостью терпела, она обрела эту Истину и, чистым сердцем претерпев жесточайшие страдания, от которых и рассудок помрачается, вместе с детьми своими, вместе со всем семейством и вместе со всеми жителями Сихари, самарянского града, вошла в жизнь вечную...
Молитесь всегда об очищения сердца, очищайте сердце, всегда говорю вам, от недостатков своих: от гордыни, от самолюбия, от превозношения, от помыслов, особенно блудных, которые сквернят очень нас, обливают нас дерьмом в буквальном смысле, мы безвольными становимся тогда. И самое главное - молитвенный вздох: "Придите, чада, страха Господня научу вас". Невозможно научиться бояться Бога животным страхам - только нужно молиться, постоянно воздыхать: "Господи, дай мне частичку дара Твоего - страха Божия", чтобы поменьше грешили, чтобы от скверны тормоз был у нас: а нельзя же этого делать. Без страха Божия мы не можем быть нравственно высокими людьми. Постоянно борьба с диаволом должна быть, а постоянная борьба - это страх Божий, чувствовать добро и зло, где хорошо, а где плохо: от плохого отходить, к хорошему стремиться. И помнить всегда вездеприсутствие Божие. От людей мы скроемся, люди не узнают грехов наших, но Бог всё видит, Бог всё знает, и придётся перед Богом за всё отвечать. Вот такая постоянно мысль должна быть в сердце нашем. Тогда и грехи наши будут не такие тяжкие, а мы будем остепеняться, поменьше гордиться и грешить, будем смиреннее, значит, уже и будет чище сердце наше. Тогда и Евангелие будет понятно нам: не какой-то рассказ о женщине-самарянке - прочитали, рассказал батюшка и пошла себе. А именно живая вода - то, что нам всем не хватает - должна идти в сердце чистое наше.
Вразуми, Господи, нас, как стремиться к этой живой воде, как познать Слово Божие, как вместить его в сердце своем и как мудро пользоваться этим источником живой воды, ведущим в жизнь вечную. Аминь.

 



О ТАЙНЕ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
(Беседа на Евангельское чтение о богаче и Лазаре)



вечер в монастыреЗа сегодняшней Божественной литургией Господь сподобил нас слушать святое Евангелие - очень чудную притчу о богаче и Лазаре. Господь нам сегодня приоткрывает жизнь вечную.
Что такое вечность? Тайна глубокая. Немножко-немножко завесу Господь приоткрывает: что нас ждёт в будущей загробной жизни.
Два человека перед нами сегодня - богач и бедняк, нищий Лазарь. Богач живёт вольготно: слуг множество, рабов множество, пиршества, гости, пьянки, гульки, песни, слава и прочее - мирская беспутная, бессмысленная жизнь.
Второй человек - Лазарь, бедный, несчастный, всеми покинутый, на гноище находится, нет у него ни крова, ни угла своего, да ещё и тяжко больной: гнойными ранами всё тело покрыто. И никто ему помощи не оказывает, лишь только псы ходят облизывать его раны, доставляя этим облегчение в его страданиях. Крохами, которые падали со стола богача, он питался.
Так нам о них рассказывает Евангельское повествование. Но всему есть предел, и жизнь человеческая имеет свой конец.
Какой был конец жизни богатого человека? Вот, умер он: торжественные похороны, плакальщики, музыка, поминки пьяные... Всё сотворили по подобию нынешнего века: как и сегодня - несколько сот долларов платят за гроб, а о душе никто не помыслит.
Вот, умер и бедняк. Некому его было хоронить: на телегу погрузили бездыханное, страдальческое тело Лазаря и отвезли его на бедное кладбище, зарыли без всяких почестей, без песнопений, без ничего.

Первая половина сегодняшнего Евангельского повествования оканчивается - земная половина. Вторая начинается - небесная, вечная половина. Потустороннюю жизнь открывает нам Господь - что ждёт нас в ней?
Богач за свою нечестивую жизнь беззаконную мучится в аду - в муке геенской тяжкой огненной находится он, весь огнем палимый, как говорит нам Евангелие: и он поднял очи свои в тяжкой муке, и увидел лоно Авраамово, обители райские, увидел и Лазаря среди праведников - весёлого, радостного, младого, находящегося в обителях райских. И взмолился: "Я ж его знаю, отче Аврааме, пошли его, пусть облегчит мои страдания, пусть хоть перст, палец свой омочит в холодной студёной воде и прохладит язык мой - я горю весь в огне..." "Ты всё получил в жизни своей, теперь ты находишься там. Лазарь тяжкие страдания терпел в земной жизни - теперь он находится здесь, в радосте вечном и вечном покое". Не унимается богач: "Пошли ж его на землю. У меня ещё 5 братьев, пусть он скажет им, чтоб они одумались, чтоб они сюда не попали". "У них есть Закон и пророки - пусть исполняют, и не попадут сюда. Если же не слушают Закона и пророков, то если и мертвый воскреснет - не поверят ему". Таково сегодняшнее Евангельское повествование о вечной жизни, которая неминуемо с последним вздохом для каждого из нас начнётся.
Многим Господь открывал смысл вечной жизни, многие слышали, многих Господь сподобил даже ещё живя в теле видеть эту вечную жизнь. И Господь в Евангелии нам сегодня открывает тайну вечной жизни - вечной радости и муки.
Пусть себя никто не утешает тем, что всё это сказочки, баечки поповские и прочее - это Евангелие, это Слово Божие. Оно непререкаемо...
Одна глупышка мне говорила: "Что ж ад? Я не боюсь его", - такой она атеисткой заядлой была. Я говорю ей: "Ох, какая ты глупенькая. Вот, возьми: вон чайник кипит на печке - сунь туда палец свой и потерпи..." "Нет, что вы..." "Ага, больно? Это ты этот огонь не можешь потерпеть, а внутренний огонь вечный когда тебя будет жечь - как ты будешь терпеть?"
Вот об этом огне адском я всегда каждый год в этот день повествую вам. Примитивно мы понимаем этот адский огонь: котлы будут там, костры, сковородки - это всё сказочный элемент нашего воображения народного. Внутренний огонь будет жечь. Сегодня именно Сам Господь Иисус Христос говорит об этом. Т.е. температура огромная будет жечь. Все мы это свойство в жизни испытываем, когда заболеем: температура "37" - нехорошо, "38" - ещё хуже, "40" - ещё хуже, "41" - мы уже в бреду находимся, "42" - мы умираем, не сворачивается кровь, мы не выдерживаем уже, сгораем. И какие страдания при температуре каждый испытывает человек! А это во много раз больше этих "42" температура жутко палить будет всё внутреннее существо, почему и кричит богач: "Хоть палец омочи, язык мой охлади", - внутренняя температура, горит. Когда у нас температура, мы кладём компрессы на голову, и нам легче становится тогда...
Вот именно такой огонь внутренний будет жечь грешников в вечной жизни. Вот об этом следует задуматься, и когда тебя постигнет температура, сразу подумай: "Господи, Боже мой, как тяжко терпеть это небольшое повышение температуры, а как же мука адская? Лучше здесь перемучиться от этой температуры во временной жизни, нежели быть вечно в огне этом адском, внутреннем, и никакой прохлады, никакой помощи, никакого водного компресса - ничего не будешь иметь. Вот это первая мука адская...
Вторая - никакого сообщения нет в вечной жизни райской с грешниками, ибо само сегодняшнее Слово Божие говорит: "пропасть великая, и оттуда не приходят к нам..."
Но милосердие Божие беспредельно к нам, грешным, и Господь, отсылая души в муку адскую, осуждая за грехи, всё-таки отсылает не в беспредельной печали - они уходят в муку адскую с надеждой, что их вымолит Мать-Церковь, как бы временное идёт заключение в муку адскую, и на Страшном Суде они будут помилованы. Когда тяжело болеет человек, но есть надежда на исцеление, он живёт хоть и малой этой надеждой. Так и нам, грешникам, всем, и умершим душам Господь даёт эту надежду, чтобы мы надеждой этой жили. А Церковь молится, родственники поминают, родственники милостыню дают, родственники Литургию заказывают, родственники просфору подают, ходатайствуют, чтобы упокоил Господь усопших рабов, простил им Господь вольные и невольные грехи и на Суде Божием не осудил их уже на вечную муку. С такой надеждой сейчас уходят все грешники в муку адскую - с надеждой на прощение Божие. И мы знаем поучения святых Отцов и предание Церкви, что многих, очень многих Господь простит по молитвам Церкви и родственников на Суде Божием - очень многие души будут избавлены во Второе Пришествие Христово от мук адских и станут наследниками жизни вечной.
Особенно на Суде Божием будет ходатайствовать за каждую душу Пресвятая Дева Мария, Божия Матерь, особенно за монашествующих. Она как бы вырывать будет каждую душу из лап диавольских, вырывая особенно и прося прощения у Бога души монаха или монахини, если они жили нерадиво в жизни своей.
И за каждую душу ходатайствовать будет Пресвятая Дева Мария, особенно за те души, которые при жизни земной чтили Божию Матерь и постились строго в Успенский пост, и почитали праздники Пресвятой Девы Марии.
Вот таков будет Суд Божий, таково будет воздаяние Божие и милосердие Божие безграничное. И по учению святых отцов многих Господь по молитвам Церкви, по молитвам Пресвятой Девы Марии, по молитвам родственников простит и дарует им Царствие Небесное. Господи, помоги нам войти в число этих прощённых, но не осуждённых.
Ещё одна мука адская - это тьма кромешная. Мы знаем, какую радость даёт свет: когда солнышко сияет, нам радостно становиться, светло на душе, и болезнь отступает, и скорбь и уныние бежит - солнце сияет, ласковое, доброе, тихое, спокойное, свет даёт, радость даёт. И как печально, как уныло, когда пасмурно и солнца нет, а тьмой ещё страшнее, ночью ещё страшнее. Беспредельная тьма ночи для нас страшна, и мы скорей желаем переспать ночь, чтобы солнышко вновь светило, чтобы нам было радостно и весело жить. Мы созданы Богом для света, и мы стремимся к этому свету и радуемся о свете.

В жизни вечной в аду лишены будут солнца грешники, лишены света будут - тьма кромешная, тьма тёмная, лишь только будет сверкать бесовский пламень, лишь только будет злоба и скрежет зубов кругом. Представьте, когда человек от злобы скрипит зубами, глаза налиты кровью - страшно, жутко. Точно так же и скрежет зубов диавольский, демонский - этот жуткий, страшный скрип. Жуткое дно адово... Рядом себя с разбойниками какими-то ночью сейчас поставь - и ты беспредельно беспомощный стоишь. Точно так же муки адские, тьма кромешняя.
И особая бывает радость душам усопших, когда по ним служат панихиды. Преподобный Макарий Египетский, когда беседовал с черепом жреца, спросил об участи умерших. И рассказал череп, что когда христиане, особенно в Великие поминальные субботы, молятся вместе все сообща, радость бывает грешникам, находящимся в аду, - как бы заря сияет над пропастью ада, и прохлада несётся. И тогда они с радостью понимают: Церковь молится, христиане молятся - значит, есть надежда. Так поддерживается в ихних страждущих душах огонёк надежды, что обязательно помилует их Господь, - прохладу, радость вечной жизни, солнечной, ясной, и свет предвечного покоя обретут они у ног Спасителя нашего. С этой надеждой они и продолжают своё осуждение на муку, ожидая Страшного Суда Божия.
Вот, что такое тьма кромешная. Как тяжело во тьме жить, как мы стремимся и всё живое стремится к свету. Поставь в тёмном месте цветочек, и луч солнышка куда-то направь только в одну точку - цветочек к нему и будет тянуться. Он худенький вырастет, кволенький вырастет, но он будет тянуться именно к источнику солнышка, к свету - вот, что значит свет.
Так и нас, Господи, не осуди на вечный этот мрак адский, но во свете Твоего учения, Господи, да увидим мы свет жизни вечной и радость вечную!
Вот муки адские, реальные, по слову Божию, по Святому Евангелию. И не будем легкомысленными, задумаемся об этом, ведь нас всех ждёт вечность. Мы не знаем, что сегодня вечером с нами будет - может, сегодня некоторые уже будут в вечности из нас предстоящих, может, завтра мы будем петь кому-то "Вечную память", погребение совершать, и душа уйдёт в вечность: "а ты, душе моя окаянная, и не готовишься, и не радеешь - конец приближается", - с каждым мгновением, с каждым днём всё приближается вечность для нас, кончина одного существования, земного бытия нашего и начало новой жизни вечной.
Мы не задумываемся об этом, мы даже представить себе не можем, что умрём. Я сам, грешный, хоть и Господь сподобил немножко побывать на том свете, но не могу опять себе представить, как я буду мёртвый лежать...
О чём это говорит? О том, что мы созданы Богом бессмертными, нам противоестественно мыслить о смерти, мы - каждый из нас, из живущих - не можем даже себе представить: неужели мы умрём? Неминуемо умрём, конечно, - тело останется здесь, гниющее, до Суда Божия, а душа уйдёт в вечность. И с последним вздохом откроется для нас жизнь вечная. Какова эта жизнь вечная - от нас самих зависит: "Праведники войдут в радость жизни вечной, а грешники - в муку вечную", - говорит нам Слово Божие, как сегодняшний богач Евангельский и как сегодняшний бедняк Лазарь.
Потому чадолюбивая Церковь-Мать и даёт нам и посты, и покаяние, и исповедь святую. Потому Господь и даёт нам наставление святых Отцов и подвижников: о временности этой жизни, о покаянии, об очищении себя от грехов - вот о чём нас побуждает думать Церковь, о вечности неминуемой каждого из нас.
И об усопших родственниках наших даёт нам Господь целительную силу молитвы. Когда молимся мы, исцеляется скорбь о потере родителей, детей, близких людей. Мы живём надеждой на будущую встречу в жизни вечной, где нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания, но есть жизнь радости, жизнь вечная, жизнь бесконечная. В будущей жизни все мы увидимся, все мы узнаем друг друга - тех, которых мы и забыли, и не знаем сейчас, и тех будем всех знать: и бабушек, и прабабушек, и прапрапрадедушек - всех будем знать в вечной жизни, и все будем с радостью общаться между собой в той вечности, где, как поёт Церковь, "нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания, но есть жизнь бесконечная..."
Смерти боятся нечего - наоборот, мы утром и вечером, трижды в день просим: "христианския мирныя кончины и доброго ответа на Суде Божием даруй нам, Господи". Мы сами просим и воздыхаем: "Подай, Господи". Смерть праведника - это святость, это радость, лёгкий, безболезненный переход из одной жизни в иную, успение.
Пример успения - это и Пресвятая Дева Мария, славное её Успение; успение мы видим и праведников великих: они не умирали, а усыпали здесь на земле, дабы пробудиться в жизни вечной. Они не боялись смерти, они с радостью всегда помнили о ней, они с радостью ожидали конца жития своего мученического на земле и с радостью ожидали встречи с Богом.
Почему мы боимся слова "смерть?" Слово Божие нам говорит: "Смерть грешников люта". И этим всё сказано: потому что мы грешные люди, маловерные люди, и для нас слово "смерть" - "ой, что угодно, про смерть только не надо!" Да куда ж ты од неё денешься? Завтра же к тебе уже эта смерть придёт, а ты боишься про неё вспомнить. И пожалуйста, старухе почти 100 лет, а она беснуется: "Ещё жить, жить, жить..."
Да слава Богу - принял бы Господь уже от этой мученической жизни в жизнь вечную. Самое главное - прощёнными нам быть Богом. От нас самих зависит жизнь вечная: кающегося всегда Господь прощает.
И часто говорю вам: я никогда не заостряю внимание на грехах человеческих. Знаю, что мы согрешили. Покаялись? Бог милостив, обязательно простит - нет такого греха, чтобы Бог не простил, но всегда вперёд смотри: за наши грехи мучаются дети и внуки наши...
А мы сейчас бегаем: "Чё ж наши дети? Кто им "поробил"? Кто им поколдовал?" Глупости всё это. Сами ж мы колдуны, сами ж мы "поробили" своей жизнью, своими грехами. Вот этого светлого чувства покаяния даруй нам, грешным всем, Господи, чтоб не бояться нам слова "смерть", спокойно к нему относиться: слава Богу, от неё никуда не денешься. Когда придёт - дай Бог мирно и спокойно уснуть.

Так что не бойтесь слова "смерть": что ж, помрём - слава Богу, когда придёт время, только Бог бы дал по-христиански помереть. Вот, как этот праведный Лазарь помереть, всё претерпеть до конца, безропотно, как праведный Иов умереть. Сколько чудных в Ветхом Завете и Новом примеров нам этой блаженной жизни и блаженной кончины, и блаженной вечной жизни!..
И не возроптал на Бога праведный Иов, а за ропот как мы будем отвечать перед Богом! Суд Божий очень строгий будет. Там уже ничем не оправдаешься, не скажешь: "кто-то виноват, я не виноват", - наврал, отговорился, отказался. Нет, там уже этого не будет перед Богом. Там вечная правда, там очная ставка будет: с кем грешил, как грешил - душа с душой будет встречаться. Уже ничем не отговоришься там.
Так что думайте здесь, пока ещё Господь даёт время нам всем для покаяния, пока Господь даёт нам это блаженное свойство покаяния, исцеления души, обновления души. Да стремимся к этому покаянию! Не отлаживайте этого покаяния - мы не знаем: может, некоторые сегодня последний раз в жизни были на исповеди - уже больше они не будут; может, в последний раз причащается кто-то из нас Святых Христовых Тайн; может, в последний раз кто-то в церкви стоит уже - больше он не переступит порог храма...

Если б сейчас вам сказали: "Сегодня вечером умрёшь!" "А-а!" - кричали бы и каялись на месте: "Боже мой! Прости меня!" Такие чувства, как в последний раз, должны наполнять наше сердце. Помните: после смерти раскаяние только бывает, этот беспомощный скрежет зубов, злобный, а покаяния нет, лишь только надежда: кто-то за тебя будет молиться, кто-то будет ходатайствовать, храм будет молиться за тебя. Только эта надежда остаётся, а покаяния уже после смерти нет, лишь здесь каемся мы.
Вот краткое слово-назидание сегодняшнего дня. Переживания своего сердца вам рассказываю, свои чувства рассказываю, свое ведение говорю - на основе Слова Божия, Святого Евангелия и Святой Библии. Вразуми, Господи, правильно понимать мои простые священнические слова, без лукавства, без хитрости, без разных таких патетических восклицаний - простая беседа идёт о том, что нас ждёт. Задумаемся каждый о краткости нашей жизни, задумаемся о матушке смерти нашей, грядущей к нам несегодня-незавтра, задумаемся о встрече с Богом Судией. Единственный у всех строжайший экзамен висит над каждым из нас в жизни нашей - это ответ на Суде Божием. Строжайшего экзамена не будет у нас в жизни, чем этот экзамен. Дай, Господи, нам и этот шаг пройти. Пока даёшь Ты, Господи, нам время на покаяние - не будем терять времени: очищаемся, исправляемся.
Не бойтесь смерти, ожидайте её с радостью, поменьше грешите, чище живите. Умирать очень легко: один вздох - и тебя уже нет. Только сверху уже посмотришь на своё безжизненное тело - такое гадкое, такое вонючее. Если бы вы посмотрели на себя со стороны, вы ужаснулись бы своей мерзости, этому куску мяса вонючего лежащего, которое называлось "я", которое мы любили, красили, мазали, мыли и всё прочее: "Такая вонь, такая мерзость..."
Как посмотрим мы на своё тело мерзкое, так и на себя со стороны посмотрите, на свою мерзкую жизнь, ужаснитесь своим забвением, своей надменностью, своими блудными помыслами, своей подозрительностью, ужаснитесь убожеству и уродству своему, и дай, Господи, исправления, очищения и обязательно, как всегда говорю, наследия Царствия Небесного: "Хоть мы и грешные, хоть мы и свиньи страшные, но мы Твои свиньи, Господи, Божий свиньи все, хрюшки мы - не лиши нас, Господи, свиней Твоих, Царствия Небесного". Как преподобный Амвросий говорил: "Хоть скраешка, да в раешке", вот так и нам: хоть скраешка, да в раешке жизни вечной.
Как там хорошо! Всё время воздыхаю и думаю об этом. И вам дай, Господи, этих смертных добрых мыслей - не ужаса, а радостного восприятия жизни вечной и обителей райских. Аминь.

 

 



 
Календарь

Погода
Cчетчик

Яндекс.Метрика